Туристическая компания "Три Столицы"
г. Брест, ул. Советская, 73

+375 29 565-33-33 (Viber, WhatsApp)

+375 29 565-00-30(Viber, WhatsApp)

+375 33 603-03-33(Viber, WhatsApp)

Время работы: понедельник - пятница: с 10 - 17-00 (Мск.), выходные: cуббота, воcкресенье.
Используйте навигационное меню
для перехода к подразделам

Последние записи

Белорусская народная кукла: из чего их делали и какой смысл в них вкладывали

Отнюдь не Барби и ее новомодные подружки блистают на полках выставочного зала Ганцевичского районного Дома ремесел. Белорусская народная кукла завладела вниманием жителей райцентра.

1

Экспонаты выставки были собраны во время экспедиций по различным уголкам Беларуси. У каждой куклы, словно у человека, своя судьба. Порой, несколько жуткая. Как, к примеру, у одной из обрядовых кукол, изготовленной на Гомельщине.

Когда-то из подручных материалов ее сделала многодетная мама для своих восьмерых детей. Кукла была очень простой, даже неказистой, но женщина вложила в нее много любви. А во время работы над игрушкой просила высшие силы о защите потомства. Прошло время, дети выросли, кукла уже лежала в доме невостребованной. Как-то к свекрови зашла невестка и попросила дать ей куклу-оберег, но получила отказ. Тогда молодая женщина решилась на рискованный шаг – она украла куклу. Как только игрушка появилась в чужом доме, в нем начались беды: сын убил отца, дом сгорел, а вместе с ним и злополучная кукла. Все проблемы приписали ей, ведь она кукла была обереговой, а значит должна была защищать жильцов конкретного дома.

2

– А вот лечебные куклы, выполненные из березы, целебного дерева, – рассказывает о неброском экспонате из Давид-Городка (Столинский район Брестчины) директор Дома ремесел Алла Занько. – А вообще у каждой куклы – свое предназначение. Зажиночных делали перед началом жатвы. Делали наши предки и куклу-сусло, которая исполняла роль и игрушки, и еды. В чистый кусочек ткани заворачивали хлеб с сахаром и давали ребенку пососать. Он ел и игрался одновременно, пока мама в поле убирала рожь.

Необычные погремушки делали на Витебщине. В ход шел мочевой пузырь животных. Его очищали, мяли в золе, засыпали вовнутрь горох, зашивали льняной ниткой, надували и сушили. В итоге получалась погремушка.

3

Дети делали себе мячи из…коровьей шерсти. Когда животные линяли, шерсть с них счесывали и отдавали ребятам. Они сбивали ее в плотный комок, формируя мяч нужной величины.

Есть на выставке куклы, сделанные из куриной кости, из различных трав, соломы, кукурузы.

4

Вообще наши предки были хитры на выдумку. Что только не использовали для изготовления кукол! Любой подручный материал шел в дело – полено, старые тряпки, лен.

Мудрствовать лукаво не приходилось, ведь старославянские, следовательно, и старобелорусские куклы были просты и обезличены. Наверняка, вам не раз приходилось видеть кукол без лица. Это не потому, что древним мастерицам было лень делать глаза, губы, нос. Нет, наши предки были уверены, что роль талисмана, оберега и игрушки может сыграть только обезличенная кукла.

5

А если ей придать человеческие черты, в нее может вселиться нечистая сила, а это очень плохо для того, кто будет пользоваться игрушкой с чертовщиной.

– Считалось, что наибольшей силой обладает кукла, изготовленная без ножниц и иголки, – рассказывает Алла Занько. – Ткань для таких оберегов рвали и связывали, вместо того, чтобы сшивать. Каждая народная кукла была наделена особой магией, подтверждением тому служат дошедшие до наших времен обряды.

Так, обряд «Похороны деда», который был распространен на Витебщине, проводили в последний день перед Великим постом. Собирались в одной хате все женщины деревни и делали большого, почти в полный рост, кукольного деда. По преданию, он ел мясо, подавился костью и его необходимо было похоронить. Деда укладывали на лавку, отпевали, даже плакали, а потом начинали вспоминать, как жил «покойник».

– Ох, и ходок же был наш дед. По девкам славно бегал. Помните, как к Мане в окно лез, – якобы вспоминала одна женщина.

Другая ей тут же вторила:

– Так он и за Ульянкой бегал. И к Татьяне подхаживал!

– А теперь эти кабеты даже не пришли в последний путь его проводить! Видать, обиделись, что женился на Зосе, – щебетала третья участница обряда.

После этого деда хоронили. Начинался Великий Пост.

В деревне Будча Ганцевичского района Брестчины долгое время существовал обряд, направленный на создание семьи. Молодые, незамужние девушки собирались в доме у счастливой в браке женщины и делали куклу. Обязательным ее атрибутом был фартук с двумя большими карманами. Девушки подходили с куклой к парням и спрашивали, собираются ли они в этом году жениться. Если молодой человек отвечал утвердительно, гостьи отступали. А если парень говорил «нет», с него взимали оброк: он должен был положить в карманы куклы сало и деньги.

В чести у белорусов было изготовление кукол-хозяюшек. Они символизировали белорусское трудолюбие, женское гостеприимство. Позже хозяюшки стали выглядеть иначе.

– Хочу обратить ваше внимание на необычную куклу-перевертыш, – в руках у Аллы Васильевны вполне симпатичная кукла на палочке. – Это – молодая незамужняя девушка. Хорошая одетая, с косой. А если ее перевернуть, получим другую куклу – замужнюю женщину. Она в платке и в поношенном платье…

6

Невозможно пройти мимо кукол-ансамблей, исполненных руками умелых мастериц из различных регионов страны. Вот Коляда – целая группа персонажей, которые в канун Рождества ходили веселить людей. Этот ансамбль вполне смахивает на «Песняров».

А эта кукольная парочка символизирует белорусских панов. Только посмотрите, с каким удовольствием они пьют чай! С сахарком вприкуску, оба хорошо одеты. Мужчины знают толк в жизни, их кукольные лица сияют от удовольствия.

– Мир кукол загадочен и окутан магией. Он обладает притягательной силой, – завершает экскурсию по выставочному залу Алла Занько и приглашает еще и еще посмотреть на кукольных персонажей.

 

Источник