Последние записи
-
Производство изнутри. Сколько стоят экскурсии на заводах в Беларуси
-
Пожарная часть, планетарий, бассейн: что было в храмах при СССР
-
Главные дороги Беларуси
-
В Гродно рассказали о лучших «тайных» достопримечательностях города
-
Чем Беларусь покоряет китайских туристов
-
Какие перспективы у религиозного туризма в Беларуси
-
На Могилевщине появятся три новых туристических маршрута
-
Топ-9 рек Беларуси для сплавов на байдарке
-
Топ-5 блюд белорусской кухни
-
Топ-7 озер Беларуси для незабываемого путешествия
-
Топ-7 пешеходных улиц Беларуси для приятных прогулок
-
Десять самых длинных рек Беларуси
-
Самые крайние места Беларуси (плюс бонус)
-
Топ-5 крупнейших озер Беларуси
-
Новые экотропы, велосипедные водные и маршруты. Что ждет посетителей заказника «Налибокский»
-
Десять самых древних городов Беларуси
-
Чем удивит туристов Беловежская пуща в 2023 году
-
Загрузка растет, цены падают. Что происходило на рынке отелей Минска в 2022 году
-
В Беларуси подвели итоги развития гастрономического туризма в 2022 году
-
Какие храмы Беларуси самые старые
-
Бросить все и достигнуть успеха в деревне
-
Поездка на зимнюю Брестчину: к Деду Морозу, во дворец и на рождественский фестиваль
-
Энтузиаст открыл необычный музей на Гродненщине
-
Шесть самых известных объектов промышленного туризма в Беларуси
-
Памятники истории древнего Гродно
-
Завершилась реставрация дворца Пусловских в Коссово
-
Лучшие белорусские усадьбы для шляхетного отдыха
-
БелАЗ, сладости и игрушки: на какую экскурсию сводить ребенка
-
Зимние развлечения и оздоровление в белорусских санаториях
-
Архитектурные ценности Беларуси, которые можно купить
-
БелАз: история создания самого большого самосвала в мире
-
Необычные памятники Минска
-
Аквапарки Беларуси: где поплавать, если в твоей стране нет моря
-
ТОП-10 ресторанов Минска по рейтингу TripAdvisor
-
На карте старейших бизнесов мира оказалась белорусская «Аливария»
-
Необычные сувениры из Беларуси
-
Сплавы на белорусских реках
-
Неповторимость белорусского Полесья
-
Какой была первая Минская мужская гимназия
-
Места средневековых сражений в Беларуси
-
Урочище Божий дар в Кобринском районе. Мельница, баня по-черному и восстание Калиновского
-
Идея поездки на выходные. Станьково: усадьба Чапских и партизанский лагерь
-
Известные ратуши на востоке Беларуси. Шклов, Чечерск и Витебск
-
Известные ратуши на западе Беларуси: Слоним, Несвиж и Новогрудок
-
Едем в Ореховно. Усадьба Гребницких, церковь Параскевы пятницы и рыбные озера
-
Памятные места Первой мировой войны в Беларуси
-
Парк животных в Барановичах. Сезон продолжается
-
Этнографический туризм в Беларуси
-
Первая в Минске попугайня. Когда надо отвлечься и послушать птиц
-
Багач - праздник осеннего урожая
БелАз: история создания самого большого самосвала в мире
Белорусский автомобильный завод в Жодино – один из крупнейших в мире. Здесь был создан самый большой самосвал в мире.
В десятках стран известны знаменитые карьерные самосвалы БелАЗ – машины надёжные и безотказные.
История Белорусского автомобильного завода началась в 1946 году. В пятилетнем плане восстановления народного хозяйства Белорусской ССР было указано: «В целях создания собственной базы топливного машиностроения восстановить и построить два машиностроительных завода. Один из них на железнодорожной станции Жодино, в районе Смолевичской ГРЭС».
Тогда ещё никто и не думал о создании супергрузовика, планировалось выпускать торфяное оборудование. За два года были построены первые заводские корпуса, первая продукция – кусторезы отправилась на целину.
В 1958 году стало ясно – стране не хватает большегрузных автомобилей, темпы развития экономики опережали своё время, работать в больших карьерах небольшими грузовиками нерентабельно. Вероятно строить большой автомобильный завод логичнее было бы рядом с металлургическим комбинатом, с источником энергии – угольным разрезом или крупной электростанцией, но решено было строить в Беларуси. Именно здесь были квалифицированные рабочие – трудовые и профессиональные кадры.
К тому же на Минском автомобильном заводе уже были профессионалы, знающие и умеющие строить большегрузные автомобили, 25-тонный самосвал МАЗ-525 уже трудился на стройках СССР. Именно этот МАЗ стал первым на конвейере завода в Жодино.
7 ноября 1958 года стал историческим днём для БЕЛАЗа, из сборочного цеха выехал первый 25-тонный самосвал. Однако вскоре стало ясно – нужна более современная машина, прорыв в машиностроении и конструкторы вернулись из цеха к чертёжным доскам. Главным конструктором назначается
Заля Львович Сироткин, который и предложил своему отделу сделать абсолютно новую машину. Идея была воспринята с энтузиазмом, над проектом работали и сверхурочно, и дома. Постепенно на чертежах конструкторов новый самосвал стал приобретать реальные очертания.
Кроме внешних изменений, он прибавил ещё и в весе, грузоподъёмность выросла до 27 тонн. Осенью 1961 года свет увидел первый БелАЗ-540. Тот опытный образец своим ходом отправили в Москву. Он должен приехать к открытию ХХII съезда КПСС. Вёл машину в столицу водитель-испытатель Сергей Лютаревич. В Москву грузовик прибыл без поломок и остановок. После этого белорусский самосвал два месяца экспонировался у павильона машиностроения на ВДНХ СССР и был удостоен диплома I степени.
Первые самосвалы БелАЗ-540 были отправлены на строительство крупных гидроэлектростанций в Сибири, в Казахстане, Узбекистане. Белорусские автомобили пришли на замену самосвалам перевозившим 5-7 тонн. Объем земляных работ резко ускорился, новая техника проходила обкатку прямо в карьерах.
БелАЗ-540 оказался на своём месте и стал незаменимым при добыче твердых полезных ископаемых. Белорусский самосвал подходил для работы в карьерах, при суровом климате и бездорожья и сурового климата. За два года было выпущено более одной тысячи 27-тонных самосвалов. Проект был удачный, благодаря ему последующие поколения самосвалов БелАЗ тоже были успешны.
Следующим серийным грузовиком стал 40-тонный БелАЗ-548. Опытный образец вышел в 1963-м, а через два года стартовало серийное производство. В 1965 году на первой своей выставке в немецком Лейпциге БелАЗ-548 оказался в центре изумлённой публики, в 66-м такой же триумф был в болгарском Пловдиве и наконец в апреле 1967-го в Германию, снова в Лейпциг, на выставку отправляется совершенно новый 40-тонный БелАЗ-548А. Вся ярмарка ждала, кому будет присуждена тысячная по счёту медаль. И снова наша машина оказалась на высоте, золотая медаль уехала в Беларусь.
В 1968-м с конвейера в Жодино сошёл ещё один опытный образец – 80-тонный БелАЗ-549. Эта машина долгое время считалась шедевром конструкторского мастерства, но вскоре главный конструктор пошёл ещё дальше. На базе 549-го Сироткин создаёт автопоезд и доводит грузоподъёмность своего детища до 120 тонн. Большой стране нужны были большие машины.
В 1970 годы белорусские карьерные самосвалы занимали 50% мирового рынка. В мире тогда было всего семь предприятий выпускающих такие грузовики.
После выпуска первого грузовика прошло уже более 60 лет, но БелАЗ по-прежнему остаётся одним из самых известных брендов Беларуси, который знают и ценят на всех континентах.