Последние записи
-
Нарочь и Браславские озера. Релакс на белорусских курортах. Часть 2
-
Нарочь и Браславские озера. Релакс на белорусских курортах. Часть 1
-
Что делать если голод настиг тебя после заката? Cписок круглосуточных заведений Минска.
-
10 храмов Беларуси, которые следует посетить
-
Лучшие места для рыбалки в Беларуси
-
Выплеск эмоций или приобретение седых волос. Экстремальные развлечения в Беларуси и сколько они стоят.
-
15 дворцов Беларуси, которые стоит посетить. Часть 2
-
15 дворцов Беларуси, которые стоит посетить. Часть 1
-
Производство изнутри. Сколько стоят экскурсии на заводах в Беларуси
-
Пожарная часть, планетарий, бассейн: что было в храмах при СССР
-
Главные дороги Беларуси
-
В Гродно рассказали о лучших «тайных» достопримечательностях города
-
Чем Беларусь покоряет китайских туристов
-
Какие перспективы у религиозного туризма в Беларуси
-
На Могилевщине появятся три новых туристических маршрута
-
Топ-9 рек Беларуси для сплавов на байдарке
-
Топ-5 блюд белорусской кухни
-
Топ-7 озер Беларуси для незабываемого путешествия
-
Топ-7 пешеходных улиц Беларуси для приятных прогулок
-
Десять самых длинных рек Беларуси
-
Самые крайние места Беларуси (плюс бонус)
-
Топ-5 крупнейших озер Беларуси
-
Новые экотропы, велосипедные водные и маршруты. Что ждет посетителей заказника «Налибокский»
-
Десять самых древних городов Беларуси
-
Чем удивит туристов Беловежская пуща в 2023 году
-
Загрузка растет, цены падают. Что происходило на рынке отелей Минска в 2022 году
-
В Беларуси подвели итоги развития гастрономического туризма в 2022 году
-
Какие храмы Беларуси самые старые
-
Бросить все и достигнуть успеха в деревне
-
Поездка на зимнюю Брестчину: к Деду Морозу, во дворец и на рождественский фестиваль
-
Энтузиаст открыл необычный музей на Гродненщине
-
Шесть самых известных объектов промышленного туризма в Беларуси
-
Памятники истории древнего Гродно
-
Завершилась реставрация дворца Пусловских в Коссово
-
Лучшие белорусские усадьбы для шляхетного отдыха
-
БелАЗ, сладости и игрушки: на какую экскурсию сводить ребенка
-
Зимние развлечения и оздоровление в белорусских санаториях
-
Архитектурные ценности Беларуси, которые можно купить
-
БелАз: история создания самого большого самосвала в мире
-
Необычные памятники Минска
-
Аквапарки Беларуси: где поплавать, если в твоей стране нет моря
-
ТОП-10 ресторанов Минска по рейтингу TripAdvisor
-
На карте старейших бизнесов мира оказалась белорусская «Аливария»
-
Необычные сувениры из Беларуси
-
Сплавы на белорусских реках
-
Неповторимость белорусского Полесья
-
Какой была первая Минская мужская гимназия
-
Места средневековых сражений в Беларуси
-
Урочище Божий дар в Кобринском районе. Мельница, баня по-черному и восстание Калиновского
-
Идея поездки на выходные. Станьково: усадьба Чапских и партизанский лагерь
Пожарная часть, планетарий, бассейн: что было в храмах при СССР
В период советского правления большинство храмов в Беларуси были закрыты и использованы для различных хозяйственных и социокультурных нужд. В них хранили зерно и овощи, показывали фильмы, занимались спортом, танцевали, учились, жили, лечились и работали.
К началу Первой мировой войны на территории Беларуси было:
- Более 3 тысяч церквей,
- Около 2 тысяч синагог и молельных домов,
- Около 500 костелов,
- 30 протестантских храмов,
- И два десятка мечетей.
К 1960-м годам действующие храмы можно было пересчитать по пальцам. Руководство советской Беларуси, которому всегда было присуще стремление к отличию, обратилось в Москву с предложением объявить БССР первым "безбожным" регионом в составе Советского Союза.
Одним из самых популярных способов использования костелов и церквей в советское время стало превращение их в склады. После революции Совет по делам религиозных культов предлагал преобразовывать закрытые храмы в школы, музеи, библиотеки, архивы и хранилища книг. Однако это подходило больше для городов. В деревнях, где находилось большинство закрытых церквей и костелов, такие учреждения были менее востребованы. Деревянные храмы еще можно было превратить в клубы или школы, а каменные культовые постройки подходили только для использования как склады и помещения для хранения различных материалов.
В храмах содержали все, что угодно: зерно, квашеную капусту, топливо, удобрения, ядохимикаты, навоз. Например, в Слониме в барочной церкви святого Андрея солили огурцы и хранили соль. В древней Петропавловской церкви в Минске стояли бочки с селедкой, а уникальную церковь-крепость в Сынковичах превратили в овощехранилище. До войны минская мечеть также использовалась как продовольственный склад.
В городских храмах часто создавали склады с мебелью. Так поступили с костелами в Большой Берестовице, Верхнедвинске, Воложине, Кобрине, Новогрудке и других городах. На протяжении долгого времени мебельный склад находился в главной синагоге Слонима.
В городах (Брест, Полоцк, Могилев, Новогрудок, Кобрин, Бобруйск) закрытым храмам часто назначались роли архивов и хранилищ книг. В Минске четыре культовых сооружения были переделаны под архивы. Лютеранская церковь и костел обретения святого Креста в Гродно также использовались в качестве архивов.
Иногда храмы переоборудовали в гаражи. Так произошло с костелами в Видзах, Гриневичах, Лепеле, Межиречах, Пеликанах и Шиловичах, а также с синагогами в Борисове и Узде. Мотоциклы местного ДОСААФа длительное время стояли в церкви Рождества Богородицы в Гродно.
Местные власти в Антополе организовали пожарную часть в костеле. Аналогично поступили с синагогами в Дятлово и Орше. Удивительно, что пожарные службы действуют в этих храмах до сих пор.
Превращение храмов в конюшни было жестоким оскорблением чувств верующих. Так поступили с костелами в Росице и в деревне Дворец, а также с православной церковью в Стрешине. В костеле святого Апостола Якуба в Пеликанах местные власти организовали свинарник, а в православной церкви деревни Маньковичи разводили кроликов.
Особенно активно местные власти приступили к превращению храмов в дома культуры и клубы. Сейчас почти все православные храмы, которые прежде служили как центры культуры, были возвращены верующим и отреставрированы. Католические храмы продолжали использоваться в качестве культурно-просветительских учреждений, и лишь недавно несколько из них были возвращены верующим.
Некоторые синагоги просто некому возвращать. Поэтому дома культуры продолжают работать в зданиях синагог в Василишках, Желудке, Каменце, Лунно, Любче, Острыне и в других бывших местечках. В главной Борисовской синагоге продолжает работу дом детско-юношеского творчества.
Распространенной практикой было изменение назначения культовых зданий на поддержку кинематографа, который в советское время считался важнейшим видом искусства. Помимо хорошей акустики, в таких кинотеатрах было неудобно из-за отсутствия отопления. В результате многие из них работали только в теплую погоду до постройки новых кинотеатров.
Также многие храмы были использованы для производственных нужд, например, цехами и мастерскими. В результате изменения назначения здания культовых сооружений были адаптированы под различные цели, от производства пластмасс до варки пива.
В ходе большой реконструкции главную синагогу Бреста превратили в кинотеатр «Беларусь». В Смолевичах синагога сначала стала кинотеатром «Родина», а затем Молодёжный центр стал трёхбуквенным с названием «Смородина». Реже под кинотеатры переделывали синагоги и церкви.
С 1956 года в стенах церкви Святого Духа в Бобруйске работал кинотеатр «Лука». Еще один кинотеатр Православной церкви установлен в церкви Воскресения Христова в Петрикове. В 1957году по решению местных властей храм взорвали.
Самый приемлемый вариант использования храма не по прямому назначению – открыть музей в здании со священной историей. Хотя местные власти часто правильно заявляли о таких намерениях, на практике это не получило широкого распространения. В Полоцке в разное время в трех церквях были построены музеи. В 1970-1980-е годы в бывшем кальвинистском соборе Заславля действовал небольшой музей народных промыслов. Церковь Рождества Богородицы в Гродно уже давно находится в составе Музея истории религии и атеизма в Беларуси.
Церкви, костелы и синагоги активно использовались как различные промышленные объекты. Многие католические церкви благодаря своим размерам и архитектурным особенностям превратились в мастерские настоящих крупных предприятий. Поэтому церковь Святого Архангела Михаила в Ошмянах была перенесена на Вильнюсский завод радиоизмерительной аппаратуры. После этого там начал работать цех по производству пластмасс. И самая большая Воложинская церковь Св. Иосифа стал филиалом Минского завода «Термопласт».
Будущих летчиков, навигаторов и парашютистов обучали в зданиях старинного культового сооружения. Для учебных нужд в основном приспосабливали монастыри. Обычно для обучения использовали деревянные или небольшие по размеру каменные постройки.
Например, в деревянной церкви св. Анны в Дзержинске в конце 1980-х размещалась детская музыкальная школа. В синагогах еврейской общины также часто открывали школы с измененной учебной программой. Деревянная синагога в Любани стала местом обучения музыки, а школу в Шклове в 18 веке разделили автошкола и отдел образования, спорта и туризма.
Иногда культовые сооружения приспосабливали под нестандартные цели, например, под бары, столовые и кафе. В Речице открыли пивной бар в костеле св. Троицы, который затем стали детским кафе. Во многих храмах происходили подобные преобразования.
Чтобы обеспечить жильем население в послевоенное время, использовали различные здания, включая и культовые сооружения. Синагоги часто превращали в жилые дома без необходимости больших изменений. Например, 4 бывшие синагоги в Бобруйске в 1946 году стали жилым фондом. Также для проживания использовали синагоги в других городах.
Некоторые храмы стали местом для размещения тюрем. Например, в соборе св. Михаила Архангела в Мозыре располагалась областная тюрьма НКВД. Позже это же случилось с собором св. Николая в Могилеве, где также была открыта тюрьма.
Во многих странах за последние десятилетия закрытые храмы находили новое применение как бары, рестораны, клубы и другие заведения. Стараниями здесь сохранялись архитектурные детали и элементы. В СССР такие преобразования были вызваны политикой, отличной от европейской, и большинство населения не разделяло эту позицию. В ходе противостояния с вероисповеданием была практически уничтожена значительная часть истории нашей страны, и последствия этого конфликта продолжают ощущаться в настоящее время как для культурного наследия, так и для духовного благополучия народа.