Фильтр - достопримечательности
Национальный художественный музей РБ
Описание
Как и положено столице, Минск может похвастаться большим количеством достопримечательностей - церквей, костелов, музеев и галерей. Но как бы ни были интересны и хороши другие достопримечательности, Национальный художественный музей навсегда останется душой города. В этом месте собрано столько прекрасных вещей, что по-другому быть и не может.
Более 27 тысяч экспонатов находятся в музее, из них слагаются два главных музейных собрания. Первое из них посвящено национальному искусству, а второе представляет собой собрание памятников искусства стран и народов мира.
История этого удивительного заведения началась в далеком 1939 году. Тогда Совет Народных Комиссаров БССР принял постановление о создании в столице Государственной художественной галереи. Галерея заняла целых пятнадцать залов в здании Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. Там были созданы отделы живописи, скульптуры и графики. Кроме того здесь открылся специальный отдел - художественной промышленности.
До войны музеем руководил известный белорусский художник-керамист Николай Михолап. Эти годы были временем формирования коллекций. В музее работали на пределе своих сил: за несколько лет собрали немало ценных экспонатов, среди которых иконы и церковная утварь, картины, работы графиков и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства. Коллекцию живописи пополнили картины, подаренные Третьяковской галереей и Эрмитажем. Несколько работ пришло в Минск из Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
1939 год стал удачным для музея еще и в том плане, что произошло объединение БССР и Западной Беларуси. Музейная коллекция пополнилась огромным количеством экспонатов, привезенных с западно-белорусских земель. Самыми ценными, без сомнения, были Радзвилловские коллекции из Несвижа: слуцкие пояса, французские гобелены XVIII века, портретная живопись XVI-XIX веков.
В 1941 году - перед войной - в музее находилось 2711 экспонатов. Коллекция была очень богатой, но недолго пришлось ей радовать глаз минчан. В первые же дни войны музей был разграблен. Богатая коллекция готовилась к эвакуации, но вывезти ее не успели. Поэтому немцам она досталась целиком и полностью.
Сейчас ни для кого не секрет, что немецкие власти составляли специальные программы по конфискации культурных и художественных ценностей. Из завоеванных стран вывозили все, что только можно. Немцы были прекрасно осведомлены о том, что представляет собой коллекция галереи. За нее развернулась целая борьба: в Минск приехал Г. Поссе, который был директором Дрезденской галереи и особым уполномоченным по созданию личного музея Гитлера. Интерес к экспонатам галереи выказывал и Гимлер, вернее, сотрудники его общества «Наследие».
Все самые ценные экспонаты были конфискованы и вывезены, при чем местонахождение большинства – до сих пор неизвестно. Утрата была невосполнимой, впрочем, остается таковой и сейчас. Дополнительной трудностью было и является то, что музейные работники не успели составить каталог довоенных экспонатов. Существует «Опись музейных ценностей, увезенных гитлеровцами в Германию и в страны ее сообщников и уничтоженных в результате разбойничьих действий» 1944 года. Но ее составляли по памяти, поэтому там указаны не все потерянные ценности. Правда, и этот неполный список поражает. Было вывезено 223 произведения русской живописи, 32 - западноевропейской, мебель из «Синей спальни» Александра II в Зимнем дворце, 60 икон XVI–XVIII веков, 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов, 480 предметов русского фарфора, 800 – западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 «постилок» ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских художников конца XIX – начала XX века.
Даже половина всего похищенного не вернулась обратно. Надо было начинать все с начала. И этим занялась Елена Аладова. Именно благодаря ей у музея началась новая жизнь в четырех комнатках Дома Профсоюзов на площади Свободы. Уже в 1945 году музей приобрел первые экспонаты - картины Кустодиева, Брюллова, Левитана, Куинджи. В 1946 году коллекция уже насчитывала 317 экспонатов. И она постоянно увеличивалась, а значит – требовала больше места. И тут Аладова совершила практически чудо – смогла добиться разрешения на строительство нового здания, специально для музея. И все это в послевоенные годы.
В 1957 году строительство закончилось. Теперь Галерее принадлежало десять вместительных залов и просторная галерея, что расположились на двух этажах. Фасад музея украшали скульптуры и лепка. 5 ноября прошло торжественное открытие Государственного художественного музея БССР (так он стал называться). Кстати, к этому времени Аладова и ее подчиненные собрали около трех тысяч экспонатов.
В 1977 году пост директора музея занял Ю. Карачун - художник-график. Благодаря ему началась реставрация Мирского замка, который потом стал филиалом музея. Появились и другие филиалы, среди которых Музей народного искусства в Раубичах (1979), Музей В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве (1982), Архитектурный комплекс XVI–XVIII веков в Гольшанах (1989), Дворцово-парковый комплекс XV–XX веков в Мире (1992). В 2000 году появился еще один филиал, в Минске открыл свои двери "Дом Ваньковичей".
В 1993 году музей стал тем, что чем он является и сегодня - Национальным художественным музеем Республики Беларусь.
Схема проезда:
Нравится Национальный художественный музей РБ? Поделись с друзьями!